По 90м у нас были рассмотрены:
Rage Against the Machine - Evil Empire (1996)
Faith no More - Angel Dust (1994)
Nine Inch Nails - The Downward Spiral (1994)
R.E.M. - Automatic for People (1992)
Alice in Chains - Alice in Chains (1995)
14.07.2011 в 14:50
Пишет Дарт Разиель:The End of the Rock'n'Roll Century
90е таки действительно были странными. На фоне политических и экономических кризисов, сотрясавших планету, неудивителен факт существования определенного кризиса в рок-музыке. Людям надоели безумные кокаиновые 80е, надоели хедбенгеры с прическами, пышнее павлиньего хвоста, люди хотели прогресса в старой музыке, хотели чего-то совершенно нового, хотели драть задницы и жевать жвачку – в общем, люди сами не знали, чего они толком-то хотели, но были уверены в одном: они хотели перемен.
читать дальшеИ они их, в общем-то, получили. Металл, который в этот раз мы совсем обходим стороной, повзрослел. Многие жанры наконец окончательно определились, некоторые поджанры (грув-метал, например) начали обретать свои самостоятельные характерные черты, но, самое главное, в 90х, можно сказать, закончилась эволюция звука в рок-музыке, и я имею в виду, конечно, в первую очередь, по-современному четкую звукозапись и звукообработку, а также переход на цифровое звуковое оборудование, что позже серьезно повлияло на мир музыки, позволяя чуть ли не у себя дома в одиночку записывать вполне себе профессиональную музыку. Так что 90е уже гораздо сложнее отличить на слух от современности, нежели все предыдущие декады развития рока. Но помимо приемов записи и сведения также к своему рубежу подошли приемы звукоизвлечения из практически всех инструментов, будь то электрогитара, бас-гитара или глотка вокалиста. С другой стороны, только начали активно использоваться цифровые электронные «штуки», которые способны на любое звуковое безумство, которое вы можете представить, и даже на чуть большее.
А если забыть о технических новшествах, то стоит упомянуть, что 90е просто сочились коллективами, которые пытались сделать что-то новое непосредственно в музыке. Многие добивались этого, но, если некоторые оставались единственными в своем роде самородками, то у других вполне себе получалось начать новый (пусть, возможно, и недолговечный) жанр, и одними из таких можно назвать
Alice in Chains. Конечно, они не основали гранж в одиночку, а лишь привнесли в него кое-что свое, вместе с другими группами большой четверки гранжа. Не подвластные гипнотической силе Клетчатых Рубашек им. Кобейна, они продолжали одеваться, как заправские металлюги – длинный хаер и косухи, черные майки и вполне себе метальные логотипы. Наверное, именно поэтому, когда они поехали в турне со Слеером, их не били. До выступления.
Тем не менее, их музыка – это все тот же гранж, с характерными приемами «один риф почти всю песню», «тянучий вокал, показывающий, что мне наплевать» и др., но с парой отличий от других представителей. Самым значительным отличием от, скажем, той же Нирваны, является то, что гитаристы УМЕЮТ играть на гитарах, и играют довольно неплохо. Музыка тут, наверное, самая разнообразная среди всей четверки, некоторые песни действительно похожи на творения Кобейна, другие – как будто украдены с альбомов Саундгарден, но есть и свой отпечаток: некоторые треки не стесняются использовать всякие метальные фишки, другие – с уважением отдают дань старому рокнроллу, и все это в целом дает вполне себе хороший, годный, и, не побоюсь этого слова, интересный альбом. Если вы еще, по какой-то странной причине, не знакомы с гранжем, то, лично я считаю, лесом Нирвану – послушайте сначала Alice in Chains.
А вот другие группы, как ни странно, как будто бы и не заметили всех этих перемен, и как будто вышли из бункера, где проспали последние лет тридцать. К таким можно отнести R.E.M. – группу, которая смотрелась бы более чем органично в конце 60х – начале 70х, рядом с Боуи, Криденс, The Who и прочими, но соверненно неуместна в странных, экстремальных 90х. Простенький флегматичный акустический рок, конечно, довольно легко и приятно слушается, однако после прослушивания в вашей голове не задержится ни на секунду. Неплохой фон для беседы с друзьями о всяком за кальяном, например, но не более того.
Абсолютной противоположностью выступает Nine Inch Nails, от альбома которых просто непристойно несет 90ми. Модный индастриал пестрит типичными для этого жанра фишками, резкими электронными ударными и программно перегруженным вокалом. Любителям такого жанра этот альбом, я уверен, придется по вкусу, но, к сожалению, я к таковым не отношусь, и излишне немузыкальная музыка Nine Inch Nails при всей своей оригинальности и довольно-таки талантливом исполнении, меня не трогает. Непонятно, как ребята из этой группы могли написать кучу классных, мелодичных саундтреков... хотя, с другой стороны, музыканту всегда скучно делать одно и то же раз за разом, и не стоит удивляться, что они частенько сочиняют полярные вещи.
Rage Against The Machine же стоят в начале тенденции, которая станет более популярна в 00х: тенденции скрещивания металла с другими жанрами, на него как бы совсем не похожих. Хотя, пожалуй, в данном случае, скорее речь идет о подчеркивании металлом другого жанра, нежели о полноправном братстве. По сути, металла, как такового, здесь не сыщешь, в качестве музыкального сопровождения речитативу Зака де ля Роха выступают вполне себе альтернативные рифы, пусть и довольно техничные. Тем не мене, музыка RATM – это, в первую очередь модный в 90х рэп, злой, экспрессивный и андеграундный, рэп жестко антиполитичный. Рэп, совсем не похожий на рэп черных, а скорее на рэп латиносов, одним из которых является и «вокалист» этой группы. Такой рэп, я уверен, будет интересен многим... но не мне.
Но не в последнюю очередь нужно отметить и Тома Морелло, гитариста, который, пожалуй, был тем, кто попробовал сделать со своей гитарой все то, до чего не додумался никто другой, и, тем самым, пожалуй, поставил точку в эволюции гитарного звукоизвлечения. Гитарист, безусловно, смелый, талантливый, и интересный... но не мне.
В общем, RATM – отличный представитель разнообразия рок-музыки 90х, который, несомненно, придется по вкусу очень многим... но не мне.
Как я говорил, в 90е стали появляться группы, которые, напротив, стояли вне жанров, вне модных тенденций, которые, собирая по кусочкам наиболее интересные по их мнению фишки и приемы из других музыкальных жанров, щедро поливали их своим талантом и, смешав в нужных пропорциях, представляли нечто совершенно новое, уникальное, и ошеломляющее неподготовленного слушателя. Одним из самых ярких представителей таких самородков, конечно же, является группа Primus. Но, к сожалению, сегодня я поведу разговор не о ней, а о другом ярком представителе – группе Faith No More. Прослушав этот альбом, первым делом я вынес для себя одно важное правило, которое, я думаю, в будущем принесет мне немало пользы – никогда больше не осуществлять свое знакомство с группой по сборнику «лучших песен». Невнятное неприятное впечатление, составленное мной в прошлом благодаря такому сборнику об этой замечательной группе, было смыто восторгом от данного рассматриваемого альбома.
Faith No More – группа, чертовски богатая музыкально. Здесь можно услышать фрагменты фанка, классических мотивов, поп-музыки, металла и даже модной тогда альтернативы с проблесками экстремального вокала. Отличные интересные басовые партии, грамотно подчеркнутые не менее интересными гитарными, гармоничными клавишными, фанковыми ударными (да, кстати, за ударной установкой – один из основателей группы, Майк Бордин, который, наверное, дольше всех пробыл ударником у Оззи) и чертовски разнообразным вокалом великолепного Майка Паттона.
Это, пожалуй, то, что следует называть прогрессивным – или даже экспериментальным – роком, если вы из любителей навешивать жанровые ярлыки. Но, как бы не назвал, а лишь бы послушал – и, я вас уверяю, Faith No More этого достойны.
Вот такой вот мой скудный и косноязычный взгляд на широчайшее многообразие 90х, годов моего детства. Какими бы они не были противоречивыми и хаотичными, а лично у меня они навсегда останутся в специальном ностальгическом уголке памяти.
URL записи90е таки действительно были странными. На фоне политических и экономических кризисов, сотрясавших планету, неудивителен факт существования определенного кризиса в рок-музыке. Людям надоели безумные кокаиновые 80е, надоели хедбенгеры с прическами, пышнее павлиньего хвоста, люди хотели прогресса в старой музыке, хотели чего-то совершенно нового, хотели драть задницы и жевать жвачку – в общем, люди сами не знали, чего они толком-то хотели, но были уверены в одном: они хотели перемен.
читать дальшеИ они их, в общем-то, получили. Металл, который в этот раз мы совсем обходим стороной, повзрослел. Многие жанры наконец окончательно определились, некоторые поджанры (грув-метал, например) начали обретать свои самостоятельные характерные черты, но, самое главное, в 90х, можно сказать, закончилась эволюция звука в рок-музыке, и я имею в виду, конечно, в первую очередь, по-современному четкую звукозапись и звукообработку, а также переход на цифровое звуковое оборудование, что позже серьезно повлияло на мир музыки, позволяя чуть ли не у себя дома в одиночку записывать вполне себе профессиональную музыку. Так что 90е уже гораздо сложнее отличить на слух от современности, нежели все предыдущие декады развития рока. Но помимо приемов записи и сведения также к своему рубежу подошли приемы звукоизвлечения из практически всех инструментов, будь то электрогитара, бас-гитара или глотка вокалиста. С другой стороны, только начали активно использоваться цифровые электронные «штуки», которые способны на любое звуковое безумство, которое вы можете представить, и даже на чуть большее.
А если забыть о технических новшествах, то стоит упомянуть, что 90е просто сочились коллективами, которые пытались сделать что-то новое непосредственно в музыке. Многие добивались этого, но, если некоторые оставались единственными в своем роде самородками, то у других вполне себе получалось начать новый (пусть, возможно, и недолговечный) жанр, и одними из таких можно назвать
Alice in Chains. Конечно, они не основали гранж в одиночку, а лишь привнесли в него кое-что свое, вместе с другими группами большой четверки гранжа. Не подвластные гипнотической силе Клетчатых Рубашек им. Кобейна, они продолжали одеваться, как заправские металлюги – длинный хаер и косухи, черные майки и вполне себе метальные логотипы. Наверное, именно поэтому, когда они поехали в турне со Слеером, их не били. До выступления.
Тем не менее, их музыка – это все тот же гранж, с характерными приемами «один риф почти всю песню», «тянучий вокал, показывающий, что мне наплевать» и др., но с парой отличий от других представителей. Самым значительным отличием от, скажем, той же Нирваны, является то, что гитаристы УМЕЮТ играть на гитарах, и играют довольно неплохо. Музыка тут, наверное, самая разнообразная среди всей четверки, некоторые песни действительно похожи на творения Кобейна, другие – как будто украдены с альбомов Саундгарден, но есть и свой отпечаток: некоторые треки не стесняются использовать всякие метальные фишки, другие – с уважением отдают дань старому рокнроллу, и все это в целом дает вполне себе хороший, годный, и, не побоюсь этого слова, интересный альбом. Если вы еще, по какой-то странной причине, не знакомы с гранжем, то, лично я считаю, лесом Нирвану – послушайте сначала Alice in Chains.
А вот другие группы, как ни странно, как будто бы и не заметили всех этих перемен, и как будто вышли из бункера, где проспали последние лет тридцать. К таким можно отнести R.E.M. – группу, которая смотрелась бы более чем органично в конце 60х – начале 70х, рядом с Боуи, Криденс, The Who и прочими, но соверненно неуместна в странных, экстремальных 90х. Простенький флегматичный акустический рок, конечно, довольно легко и приятно слушается, однако после прослушивания в вашей голове не задержится ни на секунду. Неплохой фон для беседы с друзьями о всяком за кальяном, например, но не более того.
Абсолютной противоположностью выступает Nine Inch Nails, от альбома которых просто непристойно несет 90ми. Модный индастриал пестрит типичными для этого жанра фишками, резкими электронными ударными и программно перегруженным вокалом. Любителям такого жанра этот альбом, я уверен, придется по вкусу, но, к сожалению, я к таковым не отношусь, и излишне немузыкальная музыка Nine Inch Nails при всей своей оригинальности и довольно-таки талантливом исполнении, меня не трогает. Непонятно, как ребята из этой группы могли написать кучу классных, мелодичных саундтреков... хотя, с другой стороны, музыканту всегда скучно делать одно и то же раз за разом, и не стоит удивляться, что они частенько сочиняют полярные вещи.
Rage Against The Machine же стоят в начале тенденции, которая станет более популярна в 00х: тенденции скрещивания металла с другими жанрами, на него как бы совсем не похожих. Хотя, пожалуй, в данном случае, скорее речь идет о подчеркивании металлом другого жанра, нежели о полноправном братстве. По сути, металла, как такового, здесь не сыщешь, в качестве музыкального сопровождения речитативу Зака де ля Роха выступают вполне себе альтернативные рифы, пусть и довольно техничные. Тем не мене, музыка RATM – это, в первую очередь модный в 90х рэп, злой, экспрессивный и андеграундный, рэп жестко антиполитичный. Рэп, совсем не похожий на рэп черных, а скорее на рэп латиносов, одним из которых является и «вокалист» этой группы. Такой рэп, я уверен, будет интересен многим... но не мне.
Но не в последнюю очередь нужно отметить и Тома Морелло, гитариста, который, пожалуй, был тем, кто попробовал сделать со своей гитарой все то, до чего не додумался никто другой, и, тем самым, пожалуй, поставил точку в эволюции гитарного звукоизвлечения. Гитарист, безусловно, смелый, талантливый, и интересный... но не мне.
В общем, RATM – отличный представитель разнообразия рок-музыки 90х, который, несомненно, придется по вкусу очень многим... но не мне.
Как я говорил, в 90е стали появляться группы, которые, напротив, стояли вне жанров, вне модных тенденций, которые, собирая по кусочкам наиболее интересные по их мнению фишки и приемы из других музыкальных жанров, щедро поливали их своим талантом и, смешав в нужных пропорциях, представляли нечто совершенно новое, уникальное, и ошеломляющее неподготовленного слушателя. Одним из самых ярких представителей таких самородков, конечно же, является группа Primus. Но, к сожалению, сегодня я поведу разговор не о ней, а о другом ярком представителе – группе Faith No More. Прослушав этот альбом, первым делом я вынес для себя одно важное правило, которое, я думаю, в будущем принесет мне немало пользы – никогда больше не осуществлять свое знакомство с группой по сборнику «лучших песен». Невнятное неприятное впечатление, составленное мной в прошлом благодаря такому сборнику об этой замечательной группе, было смыто восторгом от данного рассматриваемого альбома.
Faith No More – группа, чертовски богатая музыкально. Здесь можно услышать фрагменты фанка, классических мотивов, поп-музыки, металла и даже модной тогда альтернативы с проблесками экстремального вокала. Отличные интересные басовые партии, грамотно подчеркнутые не менее интересными гитарными, гармоничными клавишными, фанковыми ударными (да, кстати, за ударной установкой – один из основателей группы, Майк Бордин, который, наверное, дольше всех пробыл ударником у Оззи) и чертовски разнообразным вокалом великолепного Майка Паттона.
Это, пожалуй, то, что следует называть прогрессивным – или даже экспериментальным – роком, если вы из любителей навешивать жанровые ярлыки. Но, как бы не назвал, а лишь бы послушал – и, я вас уверяю, Faith No More этого достойны.
Вот такой вот мой скудный и косноязычный взгляд на широчайшее многообразие 90х, годов моего детства. Какими бы они не были противоречивыми и хаотичными, а лично у меня они навсегда останутся в специальном ностальгическом уголке памяти.
Ну а завершили наш марафон следующие представители 2000х:
Bullet For My Valentine - The Poison (2005)
As I Lay Dying - Shadows are security (2005)
Skindred - Root Rock Riot (2007)
Godsmack -
Billy Talent - Billy Talent II (2006)
14.07.2011 в 19:42
Пишет Дарт Разиель:The Beginning... At Last
Конечно, в 2000х не было никакого Апокалипсиса. Не было там и обилия новых жанров. Если поразмыслить, то я склонен осторожно выдвинуть гипотезу, что в 2000х не возникло вообще ни одного нового жанра в рок-музыке. Ну как бы вообще совсем.
читать дальшеЧто было, так это повальная для начала XXI века тенденция делать модные вещи. Не обошла эта кара и мир музыкальный. Было модно придумывать и навешивать новые ярлыки на, в принципе, старые вещи – и музыкальное сообщество взорвалось ворохом броских ярлыков вроде «эмо-рок», «пост-гранж», «вегетэриан прогрессив грайнд кор». Прибавляя к названию жанра много названий других жанров и модные приставки «пост-», музыканты, стремящиеся быть модными, по сути лишь запутали всех в этих нелепых надуманных привязках, что породило всяких жанр-наци, «ярлычников», если будет угодно, а дикая прорва холиваров засрала чуть ли не все интернеты.
Популярные каналы стали навешивать на молодежь модные социальные ярлыки типа «неформал» и «эмо», и прививать отсутствие вкуса к хорошей, качественной музыке, заменяя ее музыкой модной. А музыканты покорно в погонях за баблом красили себе челки в розовый цвет, пирсинговали нос, подводили глаза, и вновь оставляли за рамками приоритетов, собственно, качество музыки. Казалось бы, чем это отличается от, скажем, глэмеров, которые тоже щеголяли в весьма дурацких прикидах? Да, цель у них была все та же – набить кучу бабла и стать знаменитыми, но были три ключевых отличия. Во-первых, глэмеры одевались глупо, чтобы цеплять больше телок (и это им, как ни парадоксально, но удавалось); эмо и иже с ними – потому, что это, якобы, «тру». Во-вторых, глэмеры таки действительно умели очень технично играть на своих инструментах. И, наконец, в 80х на каждого вылизанного и напомаженного глэмера в Лос-Анджелесе был грязный, немытый и очень злой трешер. Сейчас я что-то не вижу на каждую модную эмо группу молодой коллектив талантливых металлистов, или, если уж на то пошло, хотя бы талантливых альтернативщиков.
Честно говоря, я, в конце 90х – начале 00х начавшись свою активную стадию меломании, похоже, останусь навсегда в терминах и рамках того времени. Для меня группы вроде Muse и System of a Down всегда будут молодыми и перспективными, а Metallica вряд ли приобретут статус олдовости, как у Deep Purple. Так же, как и «модным» металлом для меня всегда останется ню-метал, мода на который уже давно прошла. Модными металлистами для меня останутся такие группы, как Korn, Slipknot и
Godsmack. Помнится, по молодости я презрительно пофыркивал в сторону этих самых групп, когда они действительно были очень модными, однако, расширив свой музыкальный кругозор, я склонен заявить, что Godsmack на своем альбоме Faceless представляют действительно хорошую музыку. Незатейливый, однако, драйвовый и качевой металл как нельзя лучше показывает, как делать «модно», но при этом качественно. Гитаристы определенно умеют полировать свой гриф, подобно оным из более традиционных веток металла, однако не выставляют это на передний план, предпочитая техничному безумству простые, но качевые рифы; здесь как раз хорошо видно родство Godsmack с коллективами грув-метала, которые также акцентируют внимание на заводящих рифах. Неплохой хриплый вокал не скатывается в экстремальность и, пусть и не будучи особо офигенным, находясь на балансе между драйвом и мелодичностью хорошо подчеркивает грубую тяжесть музыки, не слишком далеко отошедшей от хеви-метала.
Конечно, нынче ню-метал уже не в моде, сейчас под «модным» металлом понимают металкор. И, в принципе, группы, которые мы решили рассмотреть в этом жанре, действительно хорошо показывают все «разнообразие» металкора. As I Lay Dying и Bullet For My Valentine наглядно демонстрируют, что, даже стремясь к двум крайностям этого не такого уж широкого поджанра, различаются они лишь в нюансах, предоставляя слушателю продукт аналогичного качества. И лучше всего это заметно на примере звука – оба альбома как будто писались на одной и той же студии одними и теми же людьми, и сводились по одному готовому шаблону ленивого звукорежиссера. Гитарный звук практически абсолютно идентичный: в нем хорошо заметен тот прием звукорежиссера, который, ради уплотнения партий ритм-гитары то ли перебарщивает с хорусом, то ли еще чего, но в результате гитары приобретают характерное «пластмассовое», искусственное, цифровое звучание, которое, увы, нынче заметно чуть ли не во всех модных группах, которые пытаются играть металл.
Что до различий – они, на самом деле, не так существенны, как пытаются казаться. Да, As I Lay Dying больше стремится к металлу, пытаясь опозорить своим существованием славное имя мелодик-деса, оттеняя местами неплохие, но совершенно однотипные рифы на редкость плохим гроулингом. Bullet For My Valentine, напротив, пытается больше дружить с альтернативой, разбавляя плохой экстремальный вокал не очень хорошим и абсолютно стереотипным чистым. Да, рифы у них попроще и намеренно полегче, однако приемы, в принципе, те же самые.
Увы, не каждый металкор имеет в себе мужество и, главное, талант, чтобы взять себя в руки и сделать свою музыку действительно интересной и разнообразной, как этого добились Avenged Sevenfold. Well, some folks just don’t have what it takes.
Продолжая говорить о модной музыке, стоит таки вспомнить и облегченный панк-рок образца 00х, который таки был более чем популярен в этих самых 00х, со всяким там поп-панком вроде Blink 182 и калифорняком вроде The Offspring. Эту обширную, но не изобилующую хорошими группами часть рок-музыки 00х в нашем обзоре мужественно защищал Billy Talent. И, в общем, я склонен заявить, что это – пожалуй, пик развития поп панка на данный момент. Кажется, музыку такого рода нельзя сделать интереснее, оставаясь в простых и понятных массовому слушателю тривиальных аккордовых последовательностях. И музыка, как ни странно, действительно интересная, с приятно удивляющими ходами гитарных партий, которые действительно умудряются выглядеть оригинально в рамках жанра. При этом вокальные линии настолько же интересны и нетривиальны, не говоря уже о том, что чертовски запоминающиеся. И все бы ничего, если бы не сам вокал Бенжамина Ковалевича, пусть и весьма харизматичный и довольно-таки оригинальный, но лично меня очень раздражающий своим тембром и манерой пения (пусть, к счастью, и не настолько мерзкий и противный, как вокал Брайана Молко из модной группы Placebo). Лично для меня это единственное, но весьма ощутимое и досадное пятно на действительно качественной музыке.
Особенно приятно на фоне их популярности, видеть непретенциозность группы, называющией свои альбомы по-старинке – номерами.
Отойдя от моды, можно вспомнить, что на 2000е годы в рок-музыке, и в металле в частности, пришелся пик той самой тенденции скрещивания жанров. И в то время, как Rebel Meets Rebel побратались с кантри, а Diablo Swing Orchestra успешно примешали к металлу джаз и классику, Skindred представили нам полноправный регги-метал. Да, метал тут выступает в своей мягкой форме альтернативного, но все же интересно слушать, как типичные приемы регги и ска звучат в творческой обработке металлом. Конечно, основной колорит придает вокал Бенджи Веббе, представляющий характерный регги речитатив с не менее характерным для такой музыки акцентом. Будучи наложенным на жесткие альтернативные рифы порой эффект достигается просто уникальный. Веселые речитативы любопытно обработаны гармонайзером, что придает музыке немного своего особого колорита.
Пожалуй, если бы местами музыка не скатывалась с регги-метала в откровенную банальную альтернативу, с вокалом Веббе, скатывающемуся к экстремальному, то это была бы одна из тех групп, которые на редкость удачно смешали два непохожих жанра в одно гармоничное направление. Тем не менее, пусть и не шедевр, группа представляет действительно любопытную и местами очень крутую музыку, и все-таки является, наверное, единственной в своем роде.
Новый век принес много противоречий, переосмыслил много старого, укрепил позиции уже существующих жанров, однако, боюсь, не принес пока что много нового. Честно говоря, я абсолютно не представляю, чего нам принесут начавшиеся 10е – возможно, ничего, а возможно, что-то, что перевернет мир рок-музыки с ног на голову.
Так или иначе, я знаю, что проведенный нами здесь рок-марафон точно не был напрасным как минимум для меня – такого стремительного расширения кругозора за столь сжатые сроки я даже и не припомню. А что насчет вас?
URL записиКонечно, в 2000х не было никакого Апокалипсиса. Не было там и обилия новых жанров. Если поразмыслить, то я склонен осторожно выдвинуть гипотезу, что в 2000х не возникло вообще ни одного нового жанра в рок-музыке. Ну как бы вообще совсем.
читать дальшеЧто было, так это повальная для начала XXI века тенденция делать модные вещи. Не обошла эта кара и мир музыкальный. Было модно придумывать и навешивать новые ярлыки на, в принципе, старые вещи – и музыкальное сообщество взорвалось ворохом броских ярлыков вроде «эмо-рок», «пост-гранж», «вегетэриан прогрессив грайнд кор». Прибавляя к названию жанра много названий других жанров и модные приставки «пост-», музыканты, стремящиеся быть модными, по сути лишь запутали всех в этих нелепых надуманных привязках, что породило всяких жанр-наци, «ярлычников», если будет угодно, а дикая прорва холиваров засрала чуть ли не все интернеты.
Популярные каналы стали навешивать на молодежь модные социальные ярлыки типа «неформал» и «эмо», и прививать отсутствие вкуса к хорошей, качественной музыке, заменяя ее музыкой модной. А музыканты покорно в погонях за баблом красили себе челки в розовый цвет, пирсинговали нос, подводили глаза, и вновь оставляли за рамками приоритетов, собственно, качество музыки. Казалось бы, чем это отличается от, скажем, глэмеров, которые тоже щеголяли в весьма дурацких прикидах? Да, цель у них была все та же – набить кучу бабла и стать знаменитыми, но были три ключевых отличия. Во-первых, глэмеры одевались глупо, чтобы цеплять больше телок (и это им, как ни парадоксально, но удавалось); эмо и иже с ними – потому, что это, якобы, «тру». Во-вторых, глэмеры таки действительно умели очень технично играть на своих инструментах. И, наконец, в 80х на каждого вылизанного и напомаженного глэмера в Лос-Анджелесе был грязный, немытый и очень злой трешер. Сейчас я что-то не вижу на каждую модную эмо группу молодой коллектив талантливых металлистов, или, если уж на то пошло, хотя бы талантливых альтернативщиков.
Честно говоря, я, в конце 90х – начале 00х начавшись свою активную стадию меломании, похоже, останусь навсегда в терминах и рамках того времени. Для меня группы вроде Muse и System of a Down всегда будут молодыми и перспективными, а Metallica вряд ли приобретут статус олдовости, как у Deep Purple. Так же, как и «модным» металлом для меня всегда останется ню-метал, мода на который уже давно прошла. Модными металлистами для меня останутся такие группы, как Korn, Slipknot и
Godsmack. Помнится, по молодости я презрительно пофыркивал в сторону этих самых групп, когда они действительно были очень модными, однако, расширив свой музыкальный кругозор, я склонен заявить, что Godsmack на своем альбоме Faceless представляют действительно хорошую музыку. Незатейливый, однако, драйвовый и качевой металл как нельзя лучше показывает, как делать «модно», но при этом качественно. Гитаристы определенно умеют полировать свой гриф, подобно оным из более традиционных веток металла, однако не выставляют это на передний план, предпочитая техничному безумству простые, но качевые рифы; здесь как раз хорошо видно родство Godsmack с коллективами грув-метала, которые также акцентируют внимание на заводящих рифах. Неплохой хриплый вокал не скатывается в экстремальность и, пусть и не будучи особо офигенным, находясь на балансе между драйвом и мелодичностью хорошо подчеркивает грубую тяжесть музыки, не слишком далеко отошедшей от хеви-метала.
Конечно, нынче ню-метал уже не в моде, сейчас под «модным» металлом понимают металкор. И, в принципе, группы, которые мы решили рассмотреть в этом жанре, действительно хорошо показывают все «разнообразие» металкора. As I Lay Dying и Bullet For My Valentine наглядно демонстрируют, что, даже стремясь к двум крайностям этого не такого уж широкого поджанра, различаются они лишь в нюансах, предоставляя слушателю продукт аналогичного качества. И лучше всего это заметно на примере звука – оба альбома как будто писались на одной и той же студии одними и теми же людьми, и сводились по одному готовому шаблону ленивого звукорежиссера. Гитарный звук практически абсолютно идентичный: в нем хорошо заметен тот прием звукорежиссера, который, ради уплотнения партий ритм-гитары то ли перебарщивает с хорусом, то ли еще чего, но в результате гитары приобретают характерное «пластмассовое», искусственное, цифровое звучание, которое, увы, нынче заметно чуть ли не во всех модных группах, которые пытаются играть металл.
Что до различий – они, на самом деле, не так существенны, как пытаются казаться. Да, As I Lay Dying больше стремится к металлу, пытаясь опозорить своим существованием славное имя мелодик-деса, оттеняя местами неплохие, но совершенно однотипные рифы на редкость плохим гроулингом. Bullet For My Valentine, напротив, пытается больше дружить с альтернативой, разбавляя плохой экстремальный вокал не очень хорошим и абсолютно стереотипным чистым. Да, рифы у них попроще и намеренно полегче, однако приемы, в принципе, те же самые.
Увы, не каждый металкор имеет в себе мужество и, главное, талант, чтобы взять себя в руки и сделать свою музыку действительно интересной и разнообразной, как этого добились Avenged Sevenfold. Well, some folks just don’t have what it takes.
Продолжая говорить о модной музыке, стоит таки вспомнить и облегченный панк-рок образца 00х, который таки был более чем популярен в этих самых 00х, со всяким там поп-панком вроде Blink 182 и калифорняком вроде The Offspring. Эту обширную, но не изобилующую хорошими группами часть рок-музыки 00х в нашем обзоре мужественно защищал Billy Talent. И, в общем, я склонен заявить, что это – пожалуй, пик развития поп панка на данный момент. Кажется, музыку такого рода нельзя сделать интереснее, оставаясь в простых и понятных массовому слушателю тривиальных аккордовых последовательностях. И музыка, как ни странно, действительно интересная, с приятно удивляющими ходами гитарных партий, которые действительно умудряются выглядеть оригинально в рамках жанра. При этом вокальные линии настолько же интересны и нетривиальны, не говоря уже о том, что чертовски запоминающиеся. И все бы ничего, если бы не сам вокал Бенжамина Ковалевича, пусть и весьма харизматичный и довольно-таки оригинальный, но лично меня очень раздражающий своим тембром и манерой пения (пусть, к счастью, и не настолько мерзкий и противный, как вокал Брайана Молко из модной группы Placebo). Лично для меня это единственное, но весьма ощутимое и досадное пятно на действительно качественной музыке.
Особенно приятно на фоне их популярности, видеть непретенциозность группы, называющией свои альбомы по-старинке – номерами.
Отойдя от моды, можно вспомнить, что на 2000е годы в рок-музыке, и в металле в частности, пришелся пик той самой тенденции скрещивания жанров. И в то время, как Rebel Meets Rebel побратались с кантри, а Diablo Swing Orchestra успешно примешали к металлу джаз и классику, Skindred представили нам полноправный регги-метал. Да, метал тут выступает в своей мягкой форме альтернативного, но все же интересно слушать, как типичные приемы регги и ска звучат в творческой обработке металлом. Конечно, основной колорит придает вокал Бенджи Веббе, представляющий характерный регги речитатив с не менее характерным для такой музыки акцентом. Будучи наложенным на жесткие альтернативные рифы порой эффект достигается просто уникальный. Веселые речитативы любопытно обработаны гармонайзером, что придает музыке немного своего особого колорита.
Пожалуй, если бы местами музыка не скатывалась с регги-метала в откровенную банальную альтернативу, с вокалом Веббе, скатывающемуся к экстремальному, то это была бы одна из тех групп, которые на редкость удачно смешали два непохожих жанра в одно гармоничное направление. Тем не менее, пусть и не шедевр, группа представляет действительно любопытную и местами очень крутую музыку, и все-таки является, наверное, единственной в своем роде.
Новый век принес много противоречий, переосмыслил много старого, укрепил позиции уже существующих жанров, однако, боюсь, не принес пока что много нового. Честно говоря, я абсолютно не представляю, чего нам принесут начавшиеся 10е – возможно, ничего, а возможно, что-то, что перевернет мир рок-музыки с ног на голову.
Так или иначе, я знаю, что проведенный нами здесь рок-марафон точно не был напрасным как минимум для меня – такого стремительного расширения кругозора за столь сжатые сроки я даже и не припомню. А что насчет вас?